11 ограничений современного человека и 11 возможностей быть сегодня успешным (по исследованиям М. Вудкок и Д. Френсис)

11 ограничений современного человека и 11 возможностей быть сегодня успешным (по исследованиям М. Вудкок и Д. Френсис)

Сейчас действуют одиннадцать факторов, которые будут влиять на каждого человека, корпоративные команды и управленческую деятельность в ближайшие десятилетия. И, соответственно, можно выделить те способности и умения, которые требуются от умелого, грамотного, эффективного человека в настоящее время и в будущем.

  1. Стрессы, давление и неопределенность растут во все большей мере. Поэтому требуется способность эффективно управлять собой и своим временем (см. «ЖЗЛ-I. УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ. Тренинг Силы, Лидерства и Свободы в достижении своих целей»)
  2. Эрозия традиционных ценностей привела к расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому необходимо их четко прояснить для себя (см. «Я, МОИ ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ, ЦЕННОСТИ. Планирование и оптимизация собственной Жизни и Бизнеса (карьеры)»)
  3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому необходимо четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели (см. «Я, МОИ ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ, ЦЕННОСТИ. Планирование и оптимизация собственной Жизни и Бизнеса (карьеры)»  )
    Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному человеку. Поэтому каждый должен сам поддерживать собственный постоянный рост и развитие.
  4. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью навыков управления своей жизнью (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  5. Постоянная борьба за рынки, ресурсы и прибыльность делает необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации (см. «ЖЗЛ-I. УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ. Тренинг Силы, Лидерства и Свободы в достижении своих целей»  )
  6. Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»  )
  7. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  8. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков (см. «ЖЗЛ-I. УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ. Тренинг Силы, Лидерства и Свободы в достижении своих целей»)
  9. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  10. Встречаясь с проблемами, которые оказываются им не по силам, многие люди ищут какого-либо руководства. К несчастью, многие управленческие рецепты, разработанные в прошедшие годы, не годятся для наших дней. Все менеджеры имеют возможности развивать и повышать эффективность своей работы, но по различным причинам, одна их часть видна невооруженным глазом, а другая теряется в туманном прошлом, у них есть также области недоразвитых способностей. Эти последние мы обозначаем как ограничения. Под ограничением мы будем понимать фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы "системы", т. е., организации в целом, рабочей группы или одного человека (см. «Тренинг Командообразования и тайм менеджмент. Тимбилдинг. "Я И МОЯ КОМПАНИЯ". Управление, оптимизация и мотивация корпоративной Команды. Делегирование и корпоративное управление»)
  11. В качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития предлагается изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту. Современному руководителю любого ранга, менеджеру любой квалификации крайне полезно сосредоточивать свое внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей. Поступая таким образом, можно обеспечить быстрый прогресс, и этот успех позволяет поверить в реальность перемен в самих себе (см. «ЖЗЛ-I. УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ. Тренинг Силы, Лидерства и Свободы в достижении своих целей»  )

Большинство менеджеров достаточно проницательны и имеют определенное представление о том, что им нужно для совершенствования, но у них отсутствуют как система для точного определения этих нужд, так и средства для их реализации. Концепция ограничений предоставляет управлению ясный и всесторонний способ проверки имеющихся способностей и поиска реальных путей развития личных и деловых качеств.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, мы не считаем, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. Таким образом, из приведенного определения может быть выведен список из одиннадцати потенциальных ограничений.

1. Неумение управлять собой. Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой, как с уникальным и бесценным ресурсом, так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность. Есть немало руководителей, которые рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и рабочим заботам поглощать их энергию. Те руководители, которые не умеют правильно «разряжаться», не полностью используют свое время, энергию и навыки, неспособны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой.

2. Размытые личностные ценности. От менеджеров ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, менеджеру будет не хватать твердых оснований для суждений, которые могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых неясны собственные основные принципы или которые в них непостоянны, или те, чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью личных ценностей.

3. Смутные личные цели. Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Менеджер может быть неспособным определить цели или может стремиться к недостижимым, либо — нежелательным целям — часто к целям, которые несовместимы с современностью.Часто недооцениваются альтернативные варианты и упускаются поэтому важные моменты, а на незначительные вопросы уходят все время и силы. Подобные менеджеры обычно с трудом достигают успеха и неспособны оценить успех других, поскольку они ограничены нечеткостью личных целей.

4. Остановленное саморазвитие. Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны. Они склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную отзывчивость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

5. Недостаточность навыка решать проблемы. Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Некоторые руководители не могут методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Им зачастую трудно проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю.Проблемы, не решаемые быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям менеджера, ограниченного недостаточностью навыка решать проблемы.

6. Недостаток творческого подхода. Часто в менеджерах недостаточно развиты умение творчески подходить к решениям и способность к инновациям. Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, неспособен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе. Подобные менеджеры зачастую незнакомы с методами повышения изобретательности или же высмеивают их как несерьезные и поверхностные. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, несмотря на трудности, ограничен недостатком творческого подхода.

7. Неумение влиять на людей. Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто прямо им не подчинен. Однако некоторые менеджеры не способны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Они склонны обвинять других в том, что те к ним не прислушиваются, а равные им по положению не считают их достаточно влиятельными.Руководитель, который недостаточно настойчив, не устанавливает взаимодействия с окружающими и у которого недостаточно развито умение выражать себя и слушать других, ограничен неумением влиять на окружающих.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. До тех пор, пока менеджеры серьезно не оценят эффективность того, как они управляют другими, им не добиться высокой отдачи от них. Руководителям, неспособным изучить собственные управленческие подходы, не хватает умения понятно объяснить их. Обычно они не стремятся устанавливать обратные связи; не способны заинтересовать своих подчиненных в том, чтобы выделиться среди других; особенно трудно им давать поручения. Руководители, недостаточно понимающие мотивацию работников, и те, управленческий стиль которых устарел, не соответствует условиям, неэтичен или негуманен, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9. Слабые навыки руководства. Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать способностью руководить. Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводит к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточительна, а взаимоотношения — плохи. Здесь мало кто признает вклад руководителя, и моральное состояние группы зачастую быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

10. Неумение обучать. Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника, педагога, воспитателя. Не развивая этого умения, менеджер не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются, и времени на саморазвитие не хватает. Люди часто работают, не имея обратной связи с руководителем, а его оценки и рекомендации формальны. Менеджер, которому не хватает способности или желания помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

11. Низкая способность формировать коллектив. Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должно объединяться с другими, используя их умения. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли менеджера, он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.

Определение эффективного управления своей жизнью основывается на проанализированных ранее одиннадцати факторах.

Итак, в XXI в. эффективность требует наличия следующих навыков и способностей:

  1. Способность управлять собой (см. «ЖЗЛ-I. УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ. Тренинг Силы, Лидерства и Свободы в достижении своих целей»)
  2. Разумные личностные ценности (см. «Я, МОИ ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ, ЦЕННОСТИ. Планирование и оптимизация собственной Жизни и Бизнеса (карьеры)»  )
  3. Четкие личные цели (см. «Я, МОИ ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ, ЦЕННОСТИ. Планирование и оптимизация собственной Жизни и Бизнеса (карьеры)»)
  4. Упор на постоянный личный рост (см. «ЖЗЛ-I. УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ. Тренинг Силы, Лидерства и Свободы в достижении своих целей»)
  5. Навык решать проблемы (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»  )
  6. Изобретательность и способность к инновациям (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  7. Высокая способность влиять на окружающих (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»  )
  8. Знание современных управленческих подходов (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  9. Способность руководить (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  10. Умение обучать и развивать подчиненных (см. «Спецкурс ПЕРЕГОВОРЩИК или МАСТЕР ИГРЫ. Харизма и Гибкость. Стратегии Влияния и Управления в Жизни и в Бизнесе. Государственный сертификационный курс»)
  11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы (см. «Тренинг Командообразования и тайм менеджмент. Тимбилдинг. "Я И МОЯ КОМПАНИЯ". Управление, оптимизация и мотивация корпоративной Команды. Делегирование и корпоративное управление»  )
Нравится